RSS

Популярное


Опрос

Был ли полезен сайт

Да
Нет

Завершение послания

Опубликовал: admin 02-11-2011 18:54

Режиссер: [xfvalue_rej]

Страна: [xfvalue_country]

Год: [xfvalue_year]

[xfgiven_season]

Сезон: [xfvalue_season]

[/xfgiven_season] [xfgiven_release]

Релиз: [xfvalue_release]

[/xfgiven_release] [xfgiven_perevod]

Перевод: [xfvalue_perevod]

[/xfgiven_perevod] [xfgiven_whosound]

Озвучивание: [xfvalue_whosound]

[/xfgiven_whosound]

Жанр: Комментарии

В главных ролях: [xfvalue_gl_rol]

Продолжительность: [xfvalue_time]

Описание:

Новый Библейский комментарий на послание к Римлянам 15:14 — 16:27

Завершение послания

Заключительная часть Послания к Римля­нам вбирает в себя черты, характерные для завершающих разделов всех посланий Пав­ла: краткий план будущего путешествия (15:22—29), просьба молиться об авторе (15:30—32), пожелание мира (15:33), реко­мендации и приветствия (16:1—15,166), свя­тое целование (16:16а), заключительные при­ветствия от сотрудников Павла, а также пожелание благодати и славословие Богу (16:20—27). Отличается же завершение это­го послания от других тем, что в нем гораздо больше места уделяется многим из назван­ных вопросов и добавляется фрагмент, объясняющий, почему Павел решил напи­сать это послание (15:14—21). Оба отличия вызваны тем, что ранее Павел не был зна­ком с церковью в Риме. Призванный Богом быть апостолом язычников (1:1,5—7; 15:16) и потому имея законное право выступить в качестве авторитетного наставника перед Римской церковью, Павел, тем не менее, не хочет, чтобы его обращение было вос­принято как грубое вмешательство.

15:14—33 Служение Павла и его планы

Этот фрагмент можно разбить на четыре части: объяснение цели и обстоятельств на­писания послания (14—21); краткий план предстоящего путешествия (22-29), просьба молиться об успешном сборе пожертвова­ний для христиан Иерусалима (30—32) и пожелание мира (33). Можно отметить мно­го общего с 1:8—15, и это показывает, что Павел намеренно завершает свое послание тем, с чего начал. В соответствии со своим желанием установить добрые отношения с христианами Рима Павел поясняет, что свое послание он написал не потому, что в их церкви обнаружилась какая-то серьезная проблема. Он хвалит верующих Рима за их благость и познания (14) (напр., в понима­нии основ христианской веры), отмечая, что они сами могут наставлять (или «уве­щевать») друг друга (14). Павел почти изви­няется за то, как он пишет (с некоторою смелостью), и подчеркивает, что все сказан­ное им — всего лишь напоминание. Эту похвалу нельзя рассматривать как простую лесть; Павел не сказал бы того, что он гово­рит, если бы не считал, что церковь в Риме укрепилась прочно и неколебимо. Однако он знает, что даже вполне зрелой церкви надо напомнить об истине благовестил, а призывы, содержащиеся в отрывке 12:1 — 15:13 (и особенно 11:12-27; 14:1 - 15:13), показывают, что у церкви в Риме были и свои проблемы. Желая избежать всякого на­мека на снисходительное или слишком вла­стное отношение к верующим Рима, Павел, тем не менее, настаивает на том, что его авторитет как служителя Иисуса Христа у язычников (16) распространяется и на них (см.: 1:5,6). Описывая свое служение, Па­вел прибегает к языку культа. Словом слу­житель переводится термин, который час­то относят к священнику (leitourgos; ср.: Неем. 10:39; Ис. 61:6; Евр. 8:2), и в дальней­шем это значение подтверждается словами, с помощью которых Павел характеризует свое благовествование как священнодей­ствие, а обращенных им язычников — как приношение. Вслед за другими новозаветны­ми авторами (см. прежде всего: 1 Пет. 2:4— 10) Павел намекает на то, что весь ветхоза­ветный культ с его священниками, жерт­вами, скинией, или храмом, находит свое исполнение в служении благовестия (см. также: 12:1).

Таким образом, Павел прав, когда он гордится (или хвалится) этим служением, потому что оно берет начало в Божьей бла­годати (15) и представляет собой работу Хри­ста, совершаемую через апостола (18). Цель этой работы заключается в том, чтобы со­действовать покорению язычников вере (ср.: 1:5); и всему, что Павел говорит и делает, сопутствует сила: «сила знамений и чудес»; (ср.: Деян. 2:22,43; 5:12; 15:12; 2 Кор. 12:12; Евр. 2:4) и сила Самого Духа (см.: 1:16). В конце ст. 19 говорится о результате, к кото­рому привело исполненное силы священ­ническое и апостольское служение Павла: благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Ил-лирика. Иллирик был римской провинци­ей, приблизительно вбиравшей в себя Юго­славию и Албанию. Иерусалим — отправ­ная точка христианской миссии, а Илли­рик — крайний предел, до которого на тот момент дошла проповедь Павла. Если про­вести линию от одного места до другого, то она образует арку, и поэтому в речи Павла появляется слово окрестности (букв, «по кругу»). Апостол говорит, что он основал сильные церкви по всему северо-восточно­му Средиземноморью. Благовестив Христо­во он распространил (pleroo; в NIV — «пол­ностью возвестил») именно в этом регионе, так как его задача заключалась в том, что­бы благовествовать не там, где уже было из­вестно имя Христово (20). Ветхозаветная ци­тата, которую Павел использует, чтобы под­твердить свою миссию (21), взята из песен о рабе (Ис. 52:15), но, конечно, не себя Па­вел считал этим рабом.

Новый библейский комментарий

 От прошлого Павел обращается к насто­ящему и будущему. Необходимость испол­нить свою миссию на Востоке помешала ему прийти в Рим раньше (22), однако те­перь миссия завершается, и Павел может осуществить давнишнее желание и посе­тить Рим (ср.: 1:10— 15). Но Рим — всего лишь остановка на пути в Испанию (24,28). Па­вел, вероятно, решил, что густонаселенный Иберийский полуостров представляет собой прекрасное место для деятельности еванге­листа-первопроходца. Одна из причин, по­чему Павел решил остановиться в Риме, — стремление заручиться помощью римских христиан, необходимой для этого посеще­ния. В NIV фразой «поможете мне в моем путешествии» (24; проводите меня) перево­дится глагол, который становится в Новом Завете почти «специальным термином, употребляемым по отношению к христиан­ской миссии» (Кранфилд; ср.: Деян. 15:3; 20:38; 21:5; 1 Кор. 16:6,11; 2 Кор. 1:16; Тит. 3:13; 3 Ин. 6). Он обозначает материальное обеспечение христианских миссионеров. Одна из основных причин, побудивших Павла написать это послание, сводилась к тому, чтобы обеспечить эту поддержку.

Однако, прежде чем Павел сможет осу­ществить этот замысел, ему надо выполнить более неотложную задачу: послужить (diakonon) христианам Иерусалима (25). Из ст. 26,27 становится ясно, что это служение заключается в передаче иерусалимским иудео-христианам денежных пожертвова­ний, которые были собраны многими осно­ванными Павлом церквами, состоящими в основном из бывших язычников. Экономи­ческие условия многих верующих евреев Иерусалима и окрестностей, несомненно, ухудшились из-за их разобщенности со сво­ими собратьями-иудеями, причиной чего было исповедание ими христианства. Па­вел чувствовал, что христиане из язычни­ков просто обязаны оплатить духовное (27), унаследованное от иудеев, телесным (см.: 11:17,18). Сбор денег для этого вспоможе­ния был основной задачей третьего мисси­онерского путешествия Павла (см.: 1 Кор. 16:1—4; 2 Кор. 8,9). Некоторые ученые счи­тают, что Павел был особым образом заин­тересован в таком сборе, поскольку рас­сматривал его как исполнение ветхозавет­ного предсказания о том, что незадолго до наступления дня Господня богатства языч­ников потекут в Иерусалим. Однако для такого предположения нет почти никаких оснований. Тем не менее Павел, конечно же, видел в этом вспоможении практичес­кую возможность сблизить язычников с иудео-христианами.

Вероятно, именно в свете этого начина­ния Павел просит, чтобы христиане Рима молились об успешном сборе пожертвова­ний (30—32). Павел намекает на необходи­мость серьезной и горячей молитвы, при­зывая их «подвизаться» с ним. (Выражение «подвизаться со мною» [synagdm'zomai, «вме­сте бороться»], в греческой Библии упот­ребляется только в этом месте.) Павел про­сит их молиться прежде всего о двух вещах: чтобы ему избавиться... от неверующих в Иудее и чтобы собранное для Иерусалима было благоприятно святым. Павел знает, сколь враждебно иудеи восприняли его сме­лое и открытое решение причислять языч­ников к Божьему народу, не требуя от них обрезания и следования всем установлени­ям закона Моисея. Многие из наиболее ре­шительно настроенных иудеев того време­ни (а их число тогда увеличивалось), навер­ное, рассматривали такое решение не ина­че, как измену. Опасения Павла были оправданы, о чем свидетельствует тот факт, что по прибытии в Иерусалим он по науще­нию иудеев был взят под стражу римскими властями (Деян. 21:27-36)

Мы не знаем наверняка, исполнилось ли то, что Павел имел в виду во второй просьбе. У него, конечно, и здесь была се­рьезная причина опасаться, что некоторые из иудео-христиан, относясь к нему слиш­ком подозрительно и желая во что бы то ни стало сохранить дружественные отношения со своими собратьями-иудеями, могут с презрением отвергнуть все его усилия, не пожелав принять собранные у язычников деньги. Павел просит христиан Рима вмес­те с ним молиться о том, чтобы этого не про­изошло и чтобы он, продолжая свое путе­шествие, смог посетить Рим в радости и с ощущением того, что дело сделано (32).

Молитва Павла о том, чтобы Бог мира был вместе с римскими христианами (33), похожа на его просьбы во многих других посланиях (2 Кор. 13:11; Флп. 4:9; 1 Фес. 5:23; 2 Фес. 3:16; ср. также: 16:20).

Примечания. 19 Неясно, проповедовал ли Павел «до Иллирика», включая и сам Ил-лирик, или только до его пределов. Несмот­ря на то что в Деяниях нигде не упоминает­ся о поездке Павла в эту провинцию, неко­торые ученые считают, что он мог там про­поведовать незадолго до своего прибытия в Коринф в конце третьего миссионерского путешествия (когда он пишет свое Посла­ние к Римлянам; ср.: Деян. 20:2). 24 Мы не знаем, удалось ли Павлу когда-либо добить­ся своей цели и проповедовать в Испании. В 1 Clement, документе, написанном в Риме в конце I в., утверждается, что Павел дос­тиг западной границы (terma) (5:1—7). Одна­ко неясно, относится ли это к Испании, или к Риму.

Послание к Римлянам 16:1—16

Рекомендации и приветствия

Рекомендация какого-либо собрата христи­анина и приветствия — характерный ком­понент заключительных фрагментов посла­ния Павла. Необычным в этом тексте явля­ется беспримерное число людей, которых Павел приветствует: он упоминает 27 имен. Такая особенность в послании к церкви, которую Павел никогда прежде не посещал, заставила многих ученых предположить, что эта глава не является частью оригиналь­ного Послания к Римлянам, а представляет собой отдельное рекомендательное письмо или же добавление к посланию, сделанное тогда, когда оно было направлено в Эфес. Однако это маловероятно (см.: Введение).

Именно потому, что Павел не был основа­телем церкви в Риме, он мог назвать по име­нам всех христиан церкви, которых он знал, как, например, Прискиллу и Акилу (3), ко­торых встретил во время своих путешествий по восточному Средиземноморью.

Называя Фиву диакониссой Кенхрей-ской церкви (Кенхрея — порт, находивший­ся в пяти милях к востоку от Коринфа), Павел, вероятно, просто имеет в виду, что она — христианка, которая, как и все хрис­тиане, призвана служить (1) Христу и церк­ви (см.: 1 Пет. 4:10). Однако официально звучащее определение (церкви Кенхрейской) говорит о том, что Павел считает Фиву «ди­акониссой» (см.: Флп. 1:1; 1 Тим. 3:8,12; многие воспринимают 1 Тим. 3:11 как ука­зание на то, что в ранней церкви существо­вали диакониссы). У нас нет никаких ос­новательных данных, относящихся к I в., которые раскрывали бы природу этого слу­жения; однако, если исходить из более позд­него времени, оно, вероятно, прежде всего предполагало заботу о бедных и немощных членах церкви. Видимо, социальное поло­жение Фивы каким-то образом повлияло на ее назначение, так как в ст. 2 Павел назы­вает ее словом prostatis, которое часто обо­значало богатых людей, ставших «покрови­телями» каких-либо людей и движений, оказывающими им материальную поддер­жку (в NIV это слово переводится описа­тельно: она была помощницею многим). Па­вел упоминает Фиву потому, что она направ­ляется в Рим и, быть может, несет с собой его послание этой церкви (2).

В приветствиях Павла нет очевидной последовательности, однако, по-видимому, сначала он упоминает тех, кого знает луч­ше и с кем ему довелось работать (3—7), а затем — тех, кого знает меньше (8—15), Лри-скиллаиАкила, несомненно, принадлежат к первым. Впервые Павел встретил их в Ко­ринфе, где они оказались, повинуясь указу императора Клавдия, заставившего их по­кинуть Рим (Деян. 18:2). Они стали сотруд­никами Павла, проведя много времени в церкви Эфеса (Деян. 18:18,26). Быть может, именно здесь во время мятежа, вспыхнув­шего в этом городе (Деян. 19:23—41), они го­лову свою полагали за Павла (4). Теперь же, снова живя в Риме, они продолжают служе­ние, организовав в своем доме одну из «до­машних церквей» (4). Епенет (5), видимо, один из первых обратившийся в христиан­ство в римской провинции Асия (западная часть Малой Азии), нигде в Новом Завете более не упоминается, и равным образом мы ничего не знаем о Мариам (6).

Имя, упоминаемое в ст. 7, вероятно, надо переводить как «Юния» (ASV; NRSV). Гре­ческое имя lounian могло представлять со­бой сокращенную форму мужского имени Юнианис, однако эта форма почти нигде не засвидетельствована. Более вероятно, что оно являлось формой довольно распро­страненного женского имени Юния. Воз­можно, она была женой Андроника (ср.: ст. 3). Эта пара (оба были иудеями, поскольку syngeneis, вероятно, означает не «сродников» [родственников], а «братьев-иудеев», как в 9:3) уверовала во Христа раньше Павла, и вместе с ним они были брошены в тюрьму, быть может потому, что тоже принимали уча­стие в апостольском служении (прославив­шихся между апостолами). Поскольку о них больше нигде не упоминается, вероятно, Ан­дроник и Юния не были «апостолами» в том смысле, в каком ими, например, являлись Павел и Петр, то есть людьми, которых Бог избрал быть представителями воскресшего Христа, наделив их особенной властью (см., напр.:Деян. 1:12-26; Еф. 2:20; 1 Кор. 15:7-9). Здесь слово апостол скорее означает «миссионера» или «уполномоченного по­сланника» (см.: 2 Кор. 8:23; Флп. 2:25).

Амплий (8) нигде в Новом Завете боль­ше не упоминается, однако, возможно, это тот человек, могила которого найдена в ка­такомбе Домициллы, богатой и знатной женщины, вероятно, христианки. Об Ур­бане, Стахии (9) и Апеллесе (10а) больше ничего не известно. Что касается Аристо-вула, среди домочадцев которого были хри­стиане (106), то он, наверное, приходился братом Агриппе I, царю Иудеи, правивше-мувЗЗ-41 гг. (см.: Деян. 12). Сродник Павла Иродион (syngenes; ср.: ст. 7), вероятно, был рабом или свободным из семейства Ирода, наследных правителей Иудеи. Наркисс, до­мочадцев которого Павел приветствует в ст. 116, является, вероятно, тем самым Наркиссом, который приобрел славу (и из­вестность) как слуга императора Клавдия. О Трифене, Трифосе и Лерсиде, трех жен­щинах, работавших во славу Господа, боль­ше ничего не известно. В этом отрывке Павел приветствует девять женщин, причем шесть из них называет сотрудницами или теми, кто много потрудился о Господе (12). Ничто в словах Павла не позволяет нам точно установить, чем они занима­лись, однако надо отдать должное той важ­ной роли, которую в ранней церкви играли женщины, выполняя различные служения, как, впрочем, и сегодня. Поскольку Еван­гелие от Марка было написано в Риме и, вероятно, в то же время, что и Послание к Римлянам, возникает соблазн отожде­ствить Руфа из ст. 13 с Руфом, отец кото­рого нес крест Иисуса на Голгофу (Мк. 15:21). Об именах, упомянутых в ст. 14,15, из Нового Завета и раннехристианской истории ничего не известно.

Целование (16а) как форма приветствия или прощания было широко распростране­но в древнем мире и перешло в раннюю цер­ковь (1 Кор. 16:20; 2 Кор. 13:12; 1 Фес. 5:26; 1 Пет. 5:14). Тем не менее это было святое целование, выражавшее дух христианско­го единения, не имевшее никаких эроти­ческих или языческих отголосков.

Новый библейский комментарий

 Послание к Римлянам 16:17—20

О лжеучителях

Предостережение о лжеучителях столь нео­жиданно, что, по мнению некоторых иссле­дователей, этот отрывок совершенно сюда не относится. Однако, хотя предостереже­ния такого рода не характерны для заклю­чительных разделов посланий Павла, нельзя сказать, что они совсем не встреча­ются (см.: 1 Кор. 16:22; Гал. 6:12,13; Флп. 3:2-21).

Неясно, от кого именно Павел предос­терегает римских христиан. Он говорит, что эти люди производят разделения и соблазны (skandala;c]).:9:33; 11:9; 14:13) среди верую­щих (17). Они сладкоречивы и прибегают к лести, чтобы соблазнить простодушных и ничего не подозревающих (18). Они служат своему чреву, однако даже это более конк­ретное указание не позволяет определить, кто они такие. Одни считают, что здесь под­разумеваются иудеи, настаивающие на со­блюдении законов о еде (и отсюда ирония Павла: они слишком озабочены тем, что попадает в их чрево), другие полагают, что речь идет о своекорыстии. Нам остается примириться с тем, что об этих лжеучите­лях мы ничего не знаем.

Кто бы они ни были, Павел призывает христиан Рима остерегаться их и уклоняться от них (17). Последнее, вероятно, не означает, что церковь должна их изго­нять (ср.: 1 Кор. 5:1—5), но что их вообще надо сторониться. Павел еще раз говорит о том, что уверен в римских христианах (19а; ср.: 15:14,15; 1:8), но не хочет, чтобы они с простодушием относились к тем опаснос­тям, которые угрожают их вере (186). Под­ражая совету Иисуса, данному Двенадца­ти, Павел желает, чтобы верующие были мудры на добро и просты на зло (196; ср.: Мф. 10:16). Поступая таким образом, они могут быть уверены, что Сам Бог выступит против тех, кто пытается их соблазнить: Бог же мира сокрушит сатану под ногами ва­шими вскоре (20; этот стих должен иметь тесную связь со ст. 17—19, см.: RSV). Быть может, Павел намекает на быстрое «кру­шение» лжеучителей, которых восприни­мает как приспешников сатаны, однако более вероятно, что он имеет в виду наступ­ление последнего времени, когда во испол­нение сказанного в Быт. 3:15 Бог одержит окончательную победу над сатаной. Мир (20), который в конце концов будет утвер­жден Богом, возникнет в результате того, что Его народ обретет освобождение, а вра­ги — осуждение.

16:2127 Заключительные приветствия и славословие

Послание завершается приветствиями от нескольких сотрудников Павла (21—23), затем во многих рукописях (и, соответствен­но, переводах) помещено славословие Богу (25-27).

Тимофей (21) был постоянным спутни­ком Павла с начала его второго миссио­нерского путешествия (Деян. 16:3) и теперь находится с ним в Коринфе. Луция иногда отождествляют с Лукой, «врачом возлюб­ленным» (Кол. 4:14), или с Луцием Кири-неянином (Деян. 13:1). Однако и то, и дру­гое маловероятно. Что касается Иасона, то он вполне мог быть тем Иасоном, который дал приют Павлу во время его первого по­сещения Фессалоники (Деян. 17:5—9 — быть может, ему пришлось бежать в Ко­ринф, опасаясь гонений), а Сосипатр — это, вероятно, тот самый Сосипатр, о ко­тором говорится в Деян. 20:4. Словом срод­ники снова переводится слово syngeneis, оз­начающее собратьев-иудеев, а не кровных родственников. Тертый (22), о котором в Новом Завете больше нигде не упомина­ется, — это переписчик, или писец, Пав­ла, писавший то, что Павел ему диктовал. Гаий (23), в доме которого встретились не­которые члены Коринфской церкви, — почти наверняка тот Гаий, о котором упо­минается в 1 Кор. 1:14 и которого можно, быть может, также отождествить с Иустом (Деян. 18:7). Эраста Павел называет город­ским казнохранителем (греч. oikonomos tes poleos), и возникает вопрос, не о том ли Эрасте идет речь, который в одной из над­писей I в., найденной в Коринфе, назван «эдилом» («aedile», т. в. «уполномоченным по общественным работам»). Однако сло­во, которое использует Павел, не вполне соответствует латинскому «aedile», и, сле­довательно, нельзя быть уверенным, что это действительно так. Нельзя быть уве­ренным и в том, что Эраст, упомянутый Павлом, — тот самый, о котором упомина­ется в Деян. 19:22 и 2 Тим. 4:20, поскольку это имя было широко распространено.

Завершая послание на высокой ноте (хвала Богу) [в русской синодальной Библии см.: 14:24—26], Павел в своем сла­вословии, помимо прочего, упоминает не­которые ключевые темы послания. Мы считаем, что основная тема послания — защита и разъяснение благовестия, кото­рое Павел проповедует. Теперь апостол напоминает, что именно благодаря этому благовествованию Бог «утверждает» нас в вере (25) [ в русской синодальной Биб­лии см.: 14:24]. Это благовестие, возвеща­емое Иисусом Христом (проповедь Иисуса Христа), то есть благовествование Павла, есть не что иное, как то, что возвещал Сам Господь — тайна, раскрытая совсем не­давно (256,26а) [в русской синодальной Библии см.: 14:246,25а]. Вспоминается ак­цент Павла на том, каким образом спаси­тельная Божья благодать была явлена на кресте и в проповеди благовестия (1:17; 3:21). Фраза и чрез писания пророческие (26) [ в русской синодальной Библии см.: 14:25], вероятно, представляет собой па­раллель слову «явлена», не играя подчи­ненной роли по отношению к нему (как это выглядит в NIV). Она дополнительно харак­теризует благовестие, о котором говорится здесь в продолжение ключевой темы по­слания (1:2; 3:21; гл. 4; 10:14-21). Откро­вение и раскрытие благовестия находятся во власти Самого Бога и направлены на то, чтобы все народы (в N1V вполне право­мерно под словом ethne подразумеваются «народы», а не «язычники», ср : Мф. 28:19) уверовали в Него и покорились Ему (букв. для покорения их вере; ср.: 1 5 и там же — коммент. к этой фразе). Поскольку мы продолжаем стремиться к достижению этой цели, проповедуя благовестив, то Па­вел напоминает нам, что в конечном сче­те это делается во славу единого премудро­го Бога.

  Примечание. 24 Во многих английских переводах 16:24 не приводится, так как, судя по его содержанию, он является позд­нейшим дополнением к тексту послания.
25—27 [в русской синодальной Библии см.: 14:24—26.] Почти все современные комментаторы считают, что славословие, содержащееся в этих стихах, — это позд­нейшее дополнение к посланию Однако язык и идеи этих стихов нисколько не чуж­ды Павлу, и, кроме того, они находят под­тверждение в ранних манускриптах, что касается их различного местоположения в тексте (в конце гл 14 или 15), то это, ве­роятно, объясняется тем, что, когда посла­ние подверглось сокращению, его изна­чальная заключительная часть перемес­тилась.

Новый Библейский комментарий

 Douglas J Moo

 

Послание к Римлянам

Введение в послание

Начало послания 1:1-17

Благовестие и Божья праведность по вере 1:18-3:26

Только верою 3:27-4:25

Благовестие и сила Божья ко спасению 5:1-8:39

Евангелие и Израиль 9:1-11:36

Благовестие и преображение жизни 12:1-15:13

Завершение послания 15:14-16:27

[xfvalue_info]



Sitemap Sitemap